Экспопара и не только


Мы разобрались с размерами и качеством снимков, выбрали фотокамеру – пора приступать и к съемке. И вот здесь бытует самое глубокое заблуждение начинающего фотографа: “Если эта камера столько стоит – она обязана снимать хорошо!” В корне неверное утверждение – снимает не камера, снимает фотограф. Можно иметь самую дорогую зеркальную фотокамеру, но если ее поставить на режим автоматической съемки – по снимку вы вряд ли поймете, каким фотоаппаратом был сделан снимок (бюджетной “мыльницей”, или дорогой “зеркалкой”). К чему я все это говорю: в каждой камере существуют свои настройки: в большей или меньшей степени. Вот о них мы сегодня и поговорим. Наверняка все, хотя бы раз слышали о таких понятиях, как выдержка и диафрагма. Что это? А еще существует такой страшный “зверь” – экспопара. А есть еще ГРИП. Не пугайтесь: давайте обо всем по порядку.

Итак: что такое выдержка, или как ее еще называют экспозиция? “Выдержка — интервал времени, в течение которого свет воздействует на участок светочувствительного материала или светочувствительной матрицы для сообщения ему определённой экспозиции.” Википедия. Проще говоря: выдержка – это то, какой период времени будет открыт затвор у камеры. Выдержки бывают разными, от десятитысячных долей секунды до часов (ручная выдежка – сколько держите затвор открытым, такая и будет выдержка). Думаю, что тут все понятно – открыт затвор фотоаппарата – есть свет, и он попадает на матрицу, закрыт – света нет. Ну хорошо, а для чего тогда нужна диафрагма? »

“Диафрагма (от греч. διάφραγμα — перегородка) в фототехнике — устройство объектива фотокамеры, позволяющее регулировать относительное отверстие, то есть изменять количество проходящего через объектив света, что определяет соотношение яркости оптического изображения фотографируемого объекта к яркости самого объекта, а также устанавливать необходимую глубину резкости.” Википедия. А если совсем просто – диафрагма регулирует толщину светового потока. Существуют числовые пары, которые определяют правильную экспозицию светочувствительного материала, на принципе этих числовых пар , и работает прибор – экспонометр. Этот прибор встроен в ваш аппарат, он то и определяет в большинстве своем – какая у вас будет выдержка, какая диафрагма. Но если так, скажете вы – зачем нам забивать голову всякой ерундой? Не проще ли доверить все автоматике? Не проще… И вот почему: только фотограф решает, какой у него будет задний план – размытый или резкий, в каких тонах (светлых или темных) выйдет окончательный снимок. Никакая автоматика за вас этого не сделает.  Для примера размещаю здесь свой снимок. Этот снимок был сделан зеркальным фотоаппаратом “Nikon d5000”. Съемка велась на автомате. Если внимательно посмотреть на этот снимок – вы не увидите никакой разницы, как если бы он был сделан компактным аппаратом.

DSC_0015

И вот пример другого снимка, здесь я уже “играл” выдержкой и диафрагмой.

vip-39

Как видите в первом случае – изображение плоское, резкое по всему кадру, но лишено объема. Во втором случае – задний план размыт, это создает объем, голуби на переднем плане выглядят более естественно. Эти два снимка яркий пример глубины резко изображаемого пространства (сокращенно ГРИП). За эту глубину отвечает диафрагма, чем выше диафрагменное число – тем “уже” световой поток, а значит будет больше ГРИП. Чем “толще” световой поток – тем меньше ГРИП. Приемом уменьшения ГРИП часто пользуются в художественной фотографии, особенно при съемке портретов, размытый задний фон придает загадочность образу, некую философскую составляющую. И напротив, резкий фон подчеркивает “агрессию” снимка, не оставляет ничего недосказанного. Как снимать – решать только вам.  Но грамотно используя значения экспопары, можно добиться яркого неповторимого индивидуального стиля. На сегодня все – удачи! До скорой встречи.

Автор: vpometov

Увлекаюсь фото, обработкой снимков, фототуризмом

Оставьте комментарий